«Антропный принцип и глобальный эволюционизм»,
страницы: 1 2 3 4 5
К ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ГЛОБАЛЬНОГО ЭВОЛЮЦИОНИЗМА (ОТГЭ)
от философии к специальным наукам
Общая теория глобального эволюционизма – это теория, распространяющая принцип эволюции на весь Мир, на все этапы истории Вселенной. Главное исходное утверждение ОТГЭ – это постулирование эволюционного, последовательного появления и дальнейшего изменения всех существующих видов движения начиная от гравитационного и заканчивая социальным. И водораздел между ОТГЭ и другими теориями описания мира проходит именно в принятии или не принятии самого факта возможности эволюции. Я акцентирую внимание на этом положении, чтобы четко задать рамки теории и чтобы предостеречь вас от возражений по частным вопросам при не принятии главного постулата.
Прежде всего, говоря об общих принципах построения ОТГЭ следует исходить из представления, что сама теория, ее сущность, ее структура должны быть адекватны изучаемому, описываемому объекту – Миру, находящемуся в процессе эволюции. Какие выводы можно сделать исходя из этого самого общего взгляда?
Во-первых, ОТГЭ, прежде всего, должна быть сама эволюционной системой. А это значит, что для того, чтобы корректно описывать закономерности эволюционных переходов, она сама должна быть само развивающейся системой, продуцирующей категории, понятия и законы непосредственно в процессе своего развития (то есть, предположительно, это должна быть философская система по типу диалектической логики Гегеля.)
Во-вторых, поскольку мы наблюдаем, что все виды движения в процессе эволюции необходимо обуславливая возникновение последующих систем, не сводятся к ним, не растворяются в них, а продолжают функционирование в качестве равновесных систем, то и частные науки описывающие эти движения (физика, химия, биология и др.) не должны быть сводимы друг к другу. То есть, как любой вид движения сохраняет свою специфику, свою самостоятельность в процессе эволюции Мира, так и законы научного описания отдельных видов движения не могут распространяться на предыдущие виды движения (и уж конечно на последующие). И, следовательно, научное описание какого-либо вида движения (в частности, физического взаимодействия) не может рассматриваться как частный случай (частное решение) научной системы, описывающей последующий вид (а именное такой подход, направленный на представление тех или иных научных теорий как частных решений некой обобщенной системы практикуется в современной науке).
И так, выводы:
ОТГЭ в полном законченном виде должна представлять собой философскую (логическую в гегелевском смысле) систему в которой прослеживается эволюция Мира, в форме последовательного вывода взаимообуславливаемых категорий (определений). Различные части (этапы) этой логической системы должны однозначно соответствовать различным этапам эволюции Мира (отдельным видам движения). Завершаться система должна выводом необходимости Конца Мира, как абсолютного результата эволюции, как возврата к синкретическому единству всех его определений (видов движения), возврата к неопределенному состоянию.
ОТГЭ не включает в себя остальные наука в качестве “частных решений”, а лишь определяет их логическую взаимосвязь, указывая, что в рамках каждой из этих научных систем, должен присутствовать механизм развития необходимо приводящий к внутренним противоречиям данной системы, которые разрешаются лишь при переходе к следующему этапу, к следующей системе.
Далее в тезисной форме представим некоторые моменты будущей теории.
Основное направление эволюции Мира в ОТГЭ понимается не как движение от хаоса к порядку, а наоборот – за исходную точку принимается состояние непосредственного, абсолютно неопределенного (не имеющего определений) порядка, и эволюция начинается с распада этого порядка в результате первого определения Мира самим фактом Начала. Появление первого различенного определения Мира продуцирует новые определения, задающее новый порядок, который распадается в результате соотнесения нового и старых определений. Этот процесс движения Мира, через самоопределение нового порядка и разложение его “под давлением” предыдущих определений и можно назвать эволюцией.
Эту философскую тираду можно изложить и в других терминах. Начало мира можно представить как начало некоего элементарного движения. Изменение мира в ходе этого движения выводит его из текущего равновесного состояния (первым из которых было само неопределенное начало Мира). Непрерывность элементарного движения задает необратимость состояний Мира и, следовательно, новое равновесное состояние может быть достигнуто лишь образованием новых систем, с новыми параметрами и свойствами. Так эволюцию Мира можно представить как поэтапное возникновение новых равновесных состояний на фоне общего движения Мира.
Каждое из этих состояний является динамическим (а не статическим) и изменения параметров предыдущих систем (движений) необходимо приводит к распаду вновь появившегося равновесного состояния и возникновению нового, которое является не только новым этапом развития Мира, но поддерживает стабильность предыдущих систем и продолжает их развитие в качестве своих элементов.
Первыми определениями Мира, непосредственно выводимыми из самого факта Начала являются пространство и время. Пространство, как некое еще неопределенное, непосредственное бытие Мира (Начало “чего”) и Время, как некий переход от Небытия к Бытию и т.д. (то есть так далее должна строится, развиваться ОТГЭ).
Гипотеза о последовательном во времени появлении основных видов взаимодействий, а также предположение о принципиальной не сводимости научных теорий, описывающих отдельные виды движения, возможно стимулируют продвижение к созданию единой физической картины Мира. Основной исходной парадигмой для этого должно стать рассмотрение различных физических взаимодействий не как частных реализаций некоего “единого взаимодействия”, а как цепочки (последовательности) самодостаточных систем, включающих в себя элемент временно’го видоизменения, и необходимо порождающих новые системы при возникновении противоречивых решений в предыдущей системе.
Следовательно, при создании единой физической теории следует искать не единую систему уравнений, частными решениями которой описывались бы отдельные типы взаимодействий, а стремиться создать математический аппарат, необходимо содержащий в себе элемент развития. Схема приблизительно может выглядеть так: некая система уравнений описывает определенные процессы, в этой системе имеется параметр при изменении которого система теряет однозначность (появляются бесконечные или прочие противоречивые решения). Для сохранения “равновесности” системы в нее необходимо требуется введение нового параметра, компенсирующего “противоречивые решения”. Но в результате получается уже другая система уравнений, не сводящаяся к предыдущей обычными математическими преобразованиями и описывающая уже новый тип процессов. Новая система уравнений должна включать в себя предыдущую как необходимый элемент, но не как частное решение.
Предположение об эволюционном (последовательном) появлении видов движения (физических взаимодействия и др.) снимает одну из существенных проблем космологии. Современная физика без каких либо оговорок предполагает, что законы, описывающие различные виды взаимодействий стационарны и существуют независимо от эволюции Мира. То есть принимается, что хотя в первые моменты после начала Вселенной вследствие особых физических условий (высокая плотность энергии и т.д.) и невозможно было существование элементарных частиц, атомов и т.д., но сами законы (взаимодействия) уже имелись. Возникает несколько вопросов. Во-первых, правомерно ли приписывать некоторые свойства, параметры, законы взаимодействия и т.д. объектам, которые не только не могут еще существовать, но еще и в принципе никогда не существовали? Во-вторых, где хранилась информация об этих законах в момент времени T=0? Третий вопрос – если считать некоторые законы (и, следовательно, виды движения) Мира вечными и неизменными, то где проходит грань между ними и видами движения явно возникшими лишь на определенном этапе развития Вселенной? Принимая основные положения ОТГЭ на эти вопросы можно дать однозначные ответы – в момент времени T=0 физические взаимодействия не существовали, то есть не только не действовали по причине отсутствия объектов, но и категорически не могли быть формулируемы. А дальше… Дальше стоит задача развития как философской системы, логически продуцирующей последовательность категорий, определений Мира, так и создание нового диалектико-эволюционного физико-математического аппарата, способного корректно описать закономерности переходов между типами взаимодействий.
Вот пока и все. В данной работе я ставил цель лишь обосновать необходимость создания общей теории глобальной эволюции, наметить основные ее положения, выставить на обсуждение новые эвристические гипотезы. Есть серьезные основания считать, что ОТГЭ может быть создана, а вот на сколько продуктивно будут использоваться ее выводы для развития частных наук (особенно физики) покажет время.
1. Картер Б. Совпадение больших чисел и антропологический принцип в космологии // Космология: теория и наблюдения. М., 1978.
2. Barrow J.D., Tipler F.J. The anthropic cosmological principle. Oxfotd, 1986.
3. Болдачев А.В., Космология академика В.А.Амбарцумяна и гипотеза о переменности мировых констант. WEB:
Санкт-Петербург
2001, июнь
«Антропный принцип и глобальный эволюционизм»,
страницы: 1 2 3 4 5
Предыдущий текст разделе: «
Последующий текст в разделе: » Тривиальность эволюционной эпистемологии Карла Поппера
10 Декабрь 2006
|
Подписаться на сообщения RSS 2.0
Опубликовано в разделах: Статьи, эволюционизм, антропный принцип
рабочий кабинет
- Статьи
- эволюционизм
- эпистемология
- искусственный интеллект
- антропный принцип
- политэкономия
- биология
- постсоциум
- история и философия науки
- социосистема
- синергетика
- системология
- философия
- Библиотека
- Полезная информация
- Кабинетные новости
- Дискуссии
- Блокнот
- Новации (книга)
- Интернет
- Архив
- Темпоральность (книга)
архив
- Октябрь 2014
- Март 2011
- Январь 2011
- Октябрь 2010
- Февраль 2010
- Октябрь 2009
- Август 2009
- Апрель 2009
- Март 2009
- Февраль 2009
- Январь 2009
- Декабрь 2008
- Ноябрь 2008
- Октябрь 2008
- Сентябрь 2008
- Апрель 2008
- Февраль 2008
- Январь 2008
- Декабрь 2007
- Ноябрь 2007
- Октябрь 2007
- Сентябрь 2007
- Август 2007
- Июль 2007
- Апрель 2007
- Март 2007
- Февраль 2007
- Январь 2007
- Декабрь 2006
Собеседникам
- Войти
- [После регистарции и входа вам не надо будет каждый раз набирать свои данные при оставлении комментариев.]
Вы можете получать информацию об обновлении сайта по e-mail
Наверх .
Рабочий стол .
Статьи .
Библиотека .
On-line кабинет Александра Болдачева © 2007
3 коммент. к “Антропный принцип и глобальный эволюционизм”
1 Murr 13 Сентябрь 2009 @ 22:22
“Можно сформулировать два крайних предположения обосновывающих АП: 1) разум в нашей Метагалактике явление абсолютно случайное, которое стало возможным лишь благодаря маловероятному, но реализованному совпадению многих независимых физических параметров”
Хм… Интересно, на чем эта гипотеза в таком случае вообще основывает версию о случайности разума и маловероятности совпадения тех самых параметров?
2 boldachev 21 Сентябрь 2009 @ 11:00
2 Murr
Мол было много-много разных Метагалактик с разным сочетанием исходных параметров - и вот одна попалась (случайно) такая, в которой только и был возможен разум. Суть ведь в том, что все расчеты показывают: стоить изменить исходные параметры лишь на малую долю процента и жизнь/разум будут невозможны.
3 Marat, RT 5 Март 2012 @ 23:07
Я считаю возможным присутствия более общего, сверсильного АП.
III. «Развитие Вселенной, Мира таково, что не только на некотором этапе его эволюции, но и в любой его форме или состоянии всегда присутствует возможность осуществления разумной формы жизни. Такой, которая в своей необходимости способна стать согласованной с возникшими условиями. Причём, возникшие условия окружающей среды становятся как бы привиле-гированными для данной разумной формы жизни». Правда, такая разумная форма жизни не будет в точности совпадать с земной разумной формой. Поэтому, жизнь неистребима, а сама Вселенная является самоорганизующейся, сложной системой, всегда порождающей, в своих саморазвивающихся формах на определённом их этапе, формы самосознание, формы разумной жизни. Можно сказать: “Разум - дом Бытия, дом Мира”.
URL этой страницы: http://www.boldachev.com/text/ap_evolutions-2/