Временная иерархия систем

254. Вложенность систем во времени

После краткого обсуждения проблем системологии (теории систем) попробуем проанализировать, какие решения предлагает нам формализм распределенных во времени систем.

Прежде всего, следует отметить, что приведенная ранее классификация систем является не рядоположенной, а иерархической — статическая, стационарная, динамическая, функциональная, идеальная и эволюционная системы составляют однозначную иерархию, то есть системы низших ступеней необходимо включаются в системы высших ступеней: статические системы в динамические, динамические в функциональные и т.д.

Однако эта временная иерархия [35] только формально напоминает привычную нам иерархию пространственных систем, включающих в себя друг друга по типу матрешки: организмы состоят из клеток, клетки — из молекул, молекулы — из атомов, атомы — из элементарных частиц. В качестве элементов систем высших ступеней рассматриваемой нами временной иерархии выступают системообразующие факторы систем низших ступеней: элементами динамических систем являются переходы, функциональных — процессы, идеальных — результаты действий, эволюционных — цели деятельностей. То есть речь идет не о пространственной вложенности, а временной. Кратко повторим логику построения этой временной иерархии.

Статическая система не имеет временной составляющей, то есть она полностью определена пространственной структурой в единичный момент времени и представляет собой нулевой вариант системы временной иерархии — отображается элементарной точкой на временной оси.

Стационарная система «содержит» в себе статические системы, но не как вложенные пространственные элементы (скажем, как атомы в молекуле), а как элементы временной последовательности. На временной оси стационарная система представляется рядом точек, соответствующих переходам между статическими состояниями.

Динамическая система включает в себя непрерывную последовательность переходов, составляющих процесс, который является сугубо временным феноменом, принципиально не обладающим системными качествами в одномоментном срезе.

Функциональная система, в полном соответствии с развиваемой иерар¬хической логикой, состоит из потока процессов, фиксированных во временной области между двумя точками: началом и результатом действия. Если для динамической системы мы еще могли говорить о ее однозначной пространственной структуре, то функциональная система не идентифицируема по пространственному отображению.

Идеальная и эволюционная системы определены уже как абсолютно временно-распределенные, то есть как не имеющие пространственного отображения. Во временной области они объемлют включенные в них системы низших ступеней: идеальная — функциональные, эволюционная — идеальные.

255. Временные границы систем

Системы приведенной временной иерархии при переходе от низших ступеней к верхним теряют пространственную определенность и увеличивают свои размеры во времени, расширяя период своей временной определенности и в прошлое, и в будущее. Простейшая динамическая система может быть определена на минимальном отрезке времени, достаточном для фиксации вектора направления процесса.

Функциональная система фиксирована на временном периоде между событиями начала и результата действия, превосходящем временные отрезки определенности составляющих ее процессов. Относительно текущего момента функциональная система распределена и в прошлое, и в будущее, поскольку, как уже отмечалось, вне отнесенного в будущее события результата она принципиально не может быть определена как таковая.

В отличие от функциональной, идеальная система формируется еще до начала первого действия целенаправленной деятельности, то есть до своей реализации в виде локализованного во времени события, и не прекращает своего существования с последним действием.

Эволюционная система определена на всем периоде проявления соответствующих типов деятельности (биологических, социумных и др.) и формируется еще до начала соответствующих эволюционных уровней.

256. Временная иерархия систем и этапы эволюции Мира

Отношения систем временной иерархии не столь однозначны, как внешне простые матрешечные отношения пространственных систем. Уровни систем пространственной иерархии напрямую соотносятся с этапами исторического восхождения от маленьких систем к большим, от простых ко все более сложным — от элементарных частиц до социума. При первом взгляде на временную иерархию вроде бы наблюдается та же картина: элементарные события переходов составляют динамические системы, совокупности процессов объединены в функциональные системы и т.д. Наблюдается и однозначная «объемная» вложенность систем: временной период определенности эволюционной системы включает в себя более короткие временные периоды идеальных систем, те составлены из длительностей действий, в свою очередь заключающих в себе отрезки времени, на которых определены циклические процессы, представляющие собой поток одномоментных (точечных) переходов.

Однако при попытке составить хронологическую (историческую) последовательность формирования систем временной иерархии приходится констатировать, что существование эволюционной системы, как самой протяженной во времени, должно предшествовать формированию идеальных систем, а последние, в свою очередь, должны опережать во времени появление функциональных, и так далее до элементарных переходов (сужд. 254). То есть получается, что формирование систем высших уровней иерархии предшествует появлению их элементарных составляющих. (Утверждение же обратной последовательности формирования систем временной иерархии представляется еще более нелогичным, чем предыдущий тезис: в этом случае пришлось бы признать, что эволюционная система как временно объемлющая эволюционный этап должна сформироваться лишь к его завершению, как итог его эволюции.)

Проблема обостряется при понимании того, что системы высших уровней (и пространственной, и временной иерархии) — это лишь комбинации элементов низшего уровня: элементарных частиц для пространственных систем и переходов для временно-распределенных. То есть, систему какого бы уровня временной иерархии мы не рассматривали, реально, в текущем временном срезе она может быть представлена исключительно лишь элементарными переходами. Как же это утверждение согласуется с суждением о предшествующем формировании эволюционной и идеальных систем по отношению к статическим?

257. Эволюционно-инволюционная логика временной иерархии

Разрешение проблемы непосредственно следует из самой специфики временной иерархии. Представленная иерархия систем не образует единую последовательность уровней, соответствующих эволюционным этапам Мира (см. сужд. 26), как в случае пространственной иерархии. Каждый эволюционный этап, каждая из эволюционных систем глобальной мировой иерархии (ядерная, химическая, протобиологическая, биологическая, социумная) во временном отображении представляются как отдельные временно-распределенные эволюционные системы. Следовательно, и логическое выделение, и формирование систем временной иерар¬хии происходит не глобально, а относительно каждого эволюционного уровня.

Очередная эволюционная система (как абсолютно временно-распределенная) строится на элементах (системах временной иерархии) предыдущего этапа эволюции. Она может пониматься как интегральное (на длительном временном отрезке) обобщение последовательности событий предыдущего эволюционного уровня. Построение же нового эволюционного уровня, нового эволюционного этапа происходит как реализация, воплощение, объективация интегрального содержания эволюционной системы в системах нижних уровней временной иерархии вплоть до специфичных для эволюционного этапа статических систем (пространственных структур). Содержание эволюционной системы выявляется в специфичной для уровня деятельности (деятельности идеальных систем), которая локализуется во времени в виде результатов конкретных действий (функциональных систем), определяющих вектор процессов (динамических систем), в конечном итоге фиксирующихся в пространственных структурах.

Приведенные суждения, по сути, формулируют в терминах временной иерархии систем механизм инволюционного формирования новаций. Распределенная во времени эволюционная система, «построенная» на системах временной иерархии предыдущего эволюционного этапа, воплощается, реализуется в специфичных системах новой иерархии, которые локально (во времени и пространстве) предстают как инволюционные, то есть ограниченно реализующие исходное эволюционное (идеальное) содержание. Следовательно, вся совокупность новационных событий уровня не только составляет эволюционную последовательность, реально выявляя исходное содержание распределенной во времени эволюционной системы, но и обусловливает формирование эволюционной системы последующего этапа.

258. Элементарные статические структуры и эволюционные уровни

Представление об эволюционной специфике систем временной иерар¬хии позволяет определить место и значение в функционировании эволюционных уровней таких пространственно-структурных элементов, как ДНК и знаковые элементы социума. В иерархии временно-рассредоточенных систем соответственно биологического и социумного уровней они занимают нулевую ступень статических, сугубо пространственно определенных систем (см. сужд. 254) [36].

Здесь существенно обратить внимание на то, что при обсуждении временной иерархии в качестве систем нулевого уровня иерархии могут рассматриваться не произвольные пространственные системы, а минимальные структуры, обладающие системными качествами соответствующего эволюционной системы. Именно этому условию соответствуют ДНК как исключительно биологически определенная молекулярная структура и знаковые структуры, обладающие содержанием лишь будучи включенными в социосистему.

Как хронологически первые элементарные структурные реализации биологической и социумной эволюционных систем, ДНК и знаковые системы могут быть представлены в качестве первых новаций соответствующих уровней. То есть можно высказать суждение, что начало отсчета эволюционного этапа можно вести от события инволюционно-новационной реализации системы нулевого уровня временной иерархии — структуры, реально в пространстве фиксирующей идеальное (временно-рассредоточенное) содержание этапа. Так, в качестве рациональной точки отсчета социумного этапа эволюции можно указать знаковую фиксацию уже существующих в биологическом мире межорганизменных (социальных) отношений. Под знаковыми структурами в данном случае подразумеваются принципиально небиологические пространственные (статические) структуры, продуцируемые человеком, и передающиеся (сохраняющиеся) независимо от генетической связи организмов: орудия труда, оружие, символьная фиксация элементов коммуникации (язык).

В этом суждении акцент в большей степени сделан не на самом продуцировании элементарных структур (орудия изготавливались и животными), а на их передаче, то есть на формировании нового непрерывного потока переходов с принципиально небиологической спецификой, в котором реализуются и на основе которого формируются новые системы временной иерархии нового эволюционного уровня.

Аналогично, начало биологического этапа эволюции можно связать с фиксацией в структуре ДНК содержания временно-рассредоточенных циклов синтеза органических полимеров. То есть элементарный смысл биологического движения заключается в создании и поддержании потока нехимических переходов между химическими системами.

Понятно, что не только хронологически первая специфическая для эволюционного уровня новация, но и каждая последующая может считаться таковой только при фиксации ее в элементарной структуре. Социумная новация будет считаться таковой только при выражении ее в виде знаковой системы. Биологическая новация обязательно должна быть сохранена в геноме (сравните с сужд. 167).

Ну и, конечно, справедливо и дополнительное суждение: каждый эволюционный этап завершается формированием нового структурно-пространственного элемента временной иерархии. Атом, молекула, ДНК, знаковые системы социума — это элементы, которые с одной стороны «поставляют материал» для системогенеза нового уровня, а с другой — фиксируют в своей структуре изменения систем высших уровней временной иерархии (см. далее сужд. 272).

В терминах уровневого отбора адаптивных биологических новаций эту мысль можно сформулировать так: при достижении определенного уровня новация для своего системного закрепления уже не нуждается в процессе длительной редукции — в опускании на уровень элементарного структурного элемента (ДНК), а отрывается от него, «находит» прин¬ципиально новый способ фиксации. К примеру, на определенном этапе биологической эволюции новации высшего психического уровня, с одной стороны, уже не в состоянии «проделывать длительный путь опускания в геном» (сужд. 171), а с другой — формируют новый (не генетический) способ фиксации в виде знаковой системы.

Подробное построение логики соотношения систем временной и пространственной иерархий и глобальных эволюционных систем — это дело будущих исследований, в рамках этой книги я лишь ограничусь некоторыми суждениями, демонстрирующими приложение формализма распределенных во времени систем к эволюционным феноменам.

____

[35] Понятие «временная иерархия» в своих работах использует Г.П. Гладышев. Правда, он рассматривает не иерархию распределенных во времени систем, а лишь характерные времена существования (жизни) структур пространственной иерархии биологических объектов (органических молекул, клеток, тканей, организмов, популяций и др.). Методологию Гладышева можно рассматривать как отображение логики распределенных во времени систем в область термодинамики биологических структур.

Временная иерархия прослеживается и в уже упоминавшейся концепции уровневой организации биосистемы С.Н. Гринченко. Его представления о системной памяти живого как о распределенном во времени феномене некоторого уровня, определяющем направление поисковой оптимизации нижестоящих уровней, безусловно вписываются в разрабатываемый формализм распределенных во времени систем.

[36] В этой книге ни по сути, ни в качестве примеров не рассматриваются системы добиологических и постсоциальных уровней, что ни в коей мере не означает, что они не могут быть проанализированы с позиции формализма распределенных во времени систем.


Предыдущий текст разделе: « Проблемы анализа пространственно-распределенных систем
Последующий текст в разделе: » Формализм временно-распределенных систем и синергетика

5 Август 2007 |
Подписаться на сообщения RSS 2.0

Опубликовано в разделах: Новации (книга), системология



9 коммент. к “Временная иерархия систем”

  1. 1 Елена Игоревна 8 Август 2007 @ 19:31

    Александр Васильевич, поясните, пожалуйста, фразу “Социумная новация будет считаться таковой только при выражении ее в виде знаковой системы”. С уважением, Елена Игоревна.

  2. 2 boldachev 8 Август 2007 @ 20:12

    Уважаемая Елена Игоревна

    Можно пояснить на пальцах. Что бы не “сотворил” в своей голове человек, как бы глубоко ни постиг или как бы тонко ни прочувствовал Мир, это останется его его личной радостью (да и то, скорей всего случайной, неповторимой), если это прозрение не будет зафиксировано вне его в виде текста, формулы, полотна, мелодии и т.д., то есть в виде некой формальной знаковой системы (структуры) существующей вне человека. И только в таком виде новация может стать социумной, быть проявлением социума и влиять на социум, быть доступной другим людям.

    В привязке к логике книги, эту мысль можно сформулировать так. Новация - это всегда локальный во времени и пространстве феномен (вещь, событие), которая может быть понята как инволюция распределенной во времени и пространстве сущности эволюционной системы.
    В такой логике единичный человек (творец) может рассматриваться как ретранслятор уже имеющегося, но не локализованного, распределенного во времени и пространстве содержания.

    Дальше по тексту эта мысль развивается. Удачи.

  3. 3 Pitirim 17 Август 2007 @ 12:16

    Если это философия, то следует исходить из того, что “в континууме бытиё-сознание ничего не исчезает и ничего не появляется. Всё есть”, есть бытиё, есть становление и т. д. Другой язык. Судить о всеобщем с позиции науки неправомерно, получается мифология. Тем более. что приходится это делать с позиций позитивного или негативного натурализма. Короче, образцы “методологии”, то есть проявлений эклектики, научной контрреволюции, отката на донаучные позиции, где у каждого своя истина. Главное, чтобы она кормила. Здесь, действительно познание подчиняется законам эволюции, борьбы за существование. Если у меня, к примеру, есть сила, то я заставлю поверить, что Земля имеет форму чемодана, и моя истина победит. Двинуть науку вперёд можно только извне (трансценденция). Недаром физику создал не учёный, а богослов, Ньютон. Учёный, на сколько он учёный, на это принципиально не способен.

  4. 4 boldachev 17 Август 2007 @ 12:40

    Уважаемый Pitirim
    Спасибо за комментарий.
    Однако, честно говоря, не понял, какое отношение ваш текст имеет к тематике данной части книги (”Временная иерархия систем”)?

    По поводу содержания комментария ничего сказать не могу, кроме того, что было интересно познакомиться с вашим пониманием соотношения философии и науки.

  5. 5 Pitirim 17 Август 2007 @ 12:56

    Уважаемый Александр!
    Моё мнение касается жанра работы, который я классифицирую как методологический в смысле Г. Щедровицкого. Последний отдавал отчёт в том, что он якобы призван заменить науку ввиду её явного бессилия перед очередными проблемами. Но на примере методологий в области информационных технологий я убедился, что они только вредят и дезориентируют. К практике они имеют весьма отдалённое отношение. Уж лучше
    просто “здравый смысл”, чем подобная эклектика, которая создаёт иллюзию мыслительной работы. Прошу не воспринимать это как агрессию. “Платон мне друг…”
    С уважением

  6. 6 boldachev 17 Август 2007 @ 13:25

    Я соврешенно не воспринимаю ваши высказывания как агрессию. Они нормальны и уместны, ели мысленно добавлять перед каждым “как мне кажется”, “по моему мнение” и т.п. (без этих добавлений они уж очень похожи на дорогие вашему сердцу истины ;-) .
    По существу лишь хочу заметить, что чаще всего пишущего человека мало заботят, к какому “жанру” будут относить текст читатели. Они просто руководствуются здравым смыслом, представления о котором к радости ли, к сожалению у каждого свои.

  7. 7 Pitirim 17 Август 2007 @ 16:23

    Вы абсолютно правы. Таков императив нашего времени: “Будь самим собой”, который плавно и непринуждённо переходит в “Будь, как все”. И он неотвратимо ведёт к прагматизму, субъективизму и конвенционализму в познании, которое становится одной из форм получения удовольствия.
    Так же неотвратимо это ведёт к тому, что тексты имеет смысл оценивать только синтаксически или эстетически, а в пределе - к полному аутизму. Я не даю оценки этому явлению. Закон есть закон.
    Это одна из фаз периодического процесса. Конечно, это всего лишь моя убеждённость, подтверждение которой я нашёл у Гумилёва и у Сорокина в “Социальной и культурной динамике”.

  8. 8 boldachev 18 Август 2007 @ 00:02

    И он неотвратимо ведёт к прагматизму, субъективизму и конвенционализму в познании, которое становится одной из форм получения удовольствия.

    С одной лишь поправкой всегда вел и всегда был “формой получения удовольствия”.
    Как оценивать тексты каждый решает для себя сам. Я общаюсь с многими людьми - они высказывают различные (вплоть до противоположных) точки зрения на один и тот же текст. И, думаю, нет оснований считать, что кто-то одни из них прав, а остальные нет (или что всегда прав автор).
    Правда, есть некий рациональный критерий, по которому можно разделить читателей на две группы: тех кто что-то ищет и находит (каждый свое) и тех кто, нигилистически относится к возможности наличия мысли в тексте как таковой. Вы скорей всего относитесь ко второй группе. Чем, к сожалению, делаете себя не очень интересным собеседником, поскольку ваша правота абсолютна - ей трудно возразить (да и не хочется, да и не стоит того).
    Если будут вопросы по существу, с удовольствием отвечу (особенно, если по теме этой части книги).
    Если есть желание поспорить на произвольную тему - прошу на еСпор.

  9. 9 Pitirim 18 Август 2007 @ 12:52

    Как говорится, чёрт кроется в деталях. Не более, чем “способом получения удовольствия!” А мне очень понравился Ваш образ с молотком. Наука не может не быть экспериментальной (если это наука).
    В том смысле, что логические инструменты - тоже инструменты, вроде молотка.
    Поспорить люблю, но пользу (прагматическую стину) ставлю выше, сразу после объективной истины.
    Насчёт рациональных критериев.
    Вы в праве классифицировать по ним собеседников. Однако, с какими мерками подходить к оценке Вашего текста? Согласитесь, наличие таких критериев помогает и авторам, и читателям. Что за текст передо мною: философский, научно-фундаментальный, научно-прикладной, эссе, …? Я для себя определил его как методологический, а как у программиста, у меня на методологии большой зуб. Они отвлекают на себя интеллектуальные ресурсы, которых и без того не густо.
    Прямо как Левше хочется закричать “Перестаньте ружья чистить толчёным кирпичом!”
    Я как-то попытался отразить эту ситуацию здесь:
    http://www.incon-conference.org.ua/participants/?&page=5
    (участник под № 237).
    Если не пожалеете времени на критику, буду благодарен.
    Я думаю, очень важно эксплицировать ту реальную философию, которой мы, возможно, не осознавая, пользуемся. Я думаю, Вы бы могли сравнить свою работу с “Музыка как предмет логики” Лосева. Ведь у Вас, по сути, “Эволюция как предмет логики”. Или я чего-то недопонимаю? И, мне кажется, Вы бы могли очень сильно продвинуться, если опереться на Мамардашвили (”Стрела познания”, “Сознание как философская проблема” и др.)

URL этой страницы: http://www.boldachev.com/novations_book/254-258/



Искать On-line кабинет Александра Болдачева

рабочий кабинет

архив

Собеседникам

  • Войти
  • [После регистарции и входа вам не надо будет каждый раз набирать свои данные при оставлении комментариев.]

RSS сообщений
RSS комментариев

Вы можете получать информацию об обновлении сайта по e-mail

Рассылки Subscribe.Ru

Наверх . Рабочий стол . Статьи . Библиотека .
On-line кабинет Александра Болдачева © 2007