Заключение по дискуссии о диалектической логике
А сейчас перед нами, а по сути, перед философским мышлением стояло несколько проблем:
(1) выделить предмет и место диалектической логики в сфере познания, то есть область в которой «реально» (не как случайности или ошибки) существуют противоречия.
(2) показать, что в рамках этого предмета и уровня возможно построение логических систем с инкорпорированными противоречиями, и что в подобных системах возможно введение понятия «истинность».
То есть основной целью анализа было показать, что все нападки на диалектику связаны
(1) прежде всего, с непониманием ее места в иерархии познания и
(2) с отсутствием хоть какого-то решения проблемы противоречия.
Предложенный формализм не позволяет (и не призван) представить систему, построенную, согласно диалектической логике, как строго детерминированную (по типу классических логик), он лишь обосновывает саму возможность таких систем и предлагает механизм оценки их «истинности» (верней, истинности их элементов).
Следует отметить, что сама специфика (уровень) диалектических систем не подразумевает получения некоего познавательного результата в виде законченных формулировок, предназначенных для верификации. Предметом диалектической логики является познавательный процесс, движение познания и максимальный «результат», который возможен — это отображение этого процесса в движении категорий. По сути, результатом является понимание познания.
Конечно, гипотетически, можно мыслить и такой результат: способность индивидуального сознания (интеллекта), виртуозно владеющего диалектическим методом, достигнуть конкретных результатов в научном познании, на практике реализовав весь цикл диалектических рассуждений. В этом случае даже можно сказать, что результативное применение диалектического мышления и есть ничто иное как его верификация — точно также, как построение формальной теории, отображающей некий феномен вещественной реальности, позволяет прогнозировать «поведение» этого феномена, так вот, точно также построение диалектической модели познания может позволить прогнозировать развитие своего предмета (познания), реализовать это развитие — чем по сути и являются интеллектуальные новации.
Думаю, понятно, что позитивный результат в виде конкретной интеллектуальной новации нельзя рассматривать как прямое следствие диалектической логики, как логический вывод. В этом отношении диалектическая логика, как формальная не способна к генерации интеллектуальных новаций. Но диалектическая логика, в отличие от формальной, способна подготовить интеллект к прорыву. Она ближе к той части нашей головы, которая порождает новые идеи. Формальная логика предназначена лишь для их рациональной фиксации.
Итак, что нового (или просто более четко сформулированного) мы получили в итоге:
(1) однозначное понимание того, что противоречие — это исключительно форма отношения двух высказываний;
(2) посему противоречия есть только в языке (в языковых системах);
(3) поняли, что противоречия противоречиям рознь: (а) есть формальные (случайные) на уровне языковой реальности, (б) уровневые или научные, которые связаны с различным уровнем анализа предмета исследования и (с) диалектические (философские), которые могут быть встроены в одну логическую систему не только не нарушая, но и обуславливая ее истинность.
(4) диалектическая логика, как система включающая противоречия (третьего типа), относиться к философскому уровню познания и ее предметом является познавательная деятельность (познание как целое).
(5) Элементами диалектической логики являются философские категории, которые фиксируют устойчивые феномены познавательной деятельности, использование их в логической системе не связано с обращением к некому содержанию вне ее.
(6) И, самое главное, предложено понимание того, что перенос истинности от суждения к суждению может быть отделен от процесса получения новых суждений (который возможен по некой формальной процедуре), и таковая истинность может транслироваться в обратном направлении относительно хода рассуждений — введено понятие обратной логики.
Имеется еще много мелких моментов, но они найдут свое воплощение в законченном тексте (который когда-нибудь да будет).
Полный текст завершения дискуссии тут
Предыдущий текст разделе: « К формализму диалектической логики
Последующий текст в разделе: » Порядок – только из порядка
22 Декабрь 2007
|
Подписаться на сообщения RSS 2.0
Опубликовано в разделах: Блокнот, философия, диалектика
URL этой страницы: http://www.boldachev.com/notebook/diafin/
***